Как переводится Сурб-Хач. Краткая история переселения армянского народа с крымской земли. Фото нынешнего мемориального комплекса. Источник Салах-Су у подножия армянской церкви Сурб-Хач. Мой обзор памятника прошлого, воспоминания с детства.
Церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону
Церковь Сурб-Хач относиться к одному из старинных построек в Ростове-на-Дону. Единственное из сохранившихся зданий комплекса монастыря Сурб-Хач. Местоположение церкви выбрано на очень живописном месте. На возвышенности реки Камышеваха. Сохранился спуск к реке, в виде каменной лестницы. Очень красивый старинный спуск, сейчас так не строят.
На территории Сурб-Хач есть два входа. Первый ведет к каменным ступеням, описанным выше, сейчас этот вход закрыт для посетителей. Раньше этим спуском пользовались для прохода к берегу и источнику Салах-Су, который находиться недалеко и впадает в речку. Оборудован купальней.
Второй вход открыт для посетителей. Он расположен напротив закрытого небольшого кладбища. Рядом расположен аквапарк открытого вида Осьминожек, парк “Дружбы”. Найти армянскую церковь не составит труда. Ее вид отличается от современных строений.
Сама церковь сейчас окружена с одной стороны многоэтажными домами, частным сектором. С другой стороны имеет отличный вид на водохранилище. Территория за последние два десятка лет преобразилась. Высажены новые деревья, виноградники, выложены дорожки, оборудованы цветники. Все это находится в ухоженном состоянии.
В церкви проводятся богослужения, горят свечи. Она открыта для посещений. Вокруг здания церкви Сурб-Хач, в последнее наше посещение, стоят строительные леса. Церковь нуждается в капитальной реставрации. Примечательно, что она была построена в память о святых монастырях Сурб Хач, который переселенцы оставили на крымском полуострове.
У его стен нашли свое последнее пристанище армянский поэт, педагог и общественный деятель Арутюн Манукович Аламдарян; армянский писатель, поэт, критик, философ Микаэл Лазаревич Налбандян; армянский поэт, переводчик, общественный деятель Рафаэл Габриэлович Патканян.
Сурб Хач Ростов-на-Дону история переселения
По преданию, которое держится у старожилов, древнейшее из всех поселений, возникшее в низовьях Дона, или вблизи них, есть местечко Кагальник. В двадцатых годах 18 века сюда стали стекаться люди из разных мест России. После Кучук-Кайнарджийского мира этот край стал заселяться усиленно. В восьмидесятых годах 18 столетия в пределах Ростовского Уезда поселились греки и армяне.
Переселение греков произошло в 1771 году, спустя три года состоялось переселение из Крыма армян-григориан. Притесняемые крымскими ханами, армяне, с архимандритом Петром Маркосовым во главе, обратились к императрице. 16 июля 1778 года из Бахчисарая подали прошение о переселении в Россию с принятием “в вечное подданство Российской империи”.
На что получили милостивое соизволение, выраженное в высочайшей грамоте 14 ноября 1779 г. Во втором пункте которой было сказано:
...для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской губернии особенную от прочих поселений округу крепости Св. Дмитрия Ростовского, как границы оной с донским войском утверждены, оставляя из нее на крепостной выгон земли три тысячи десятин, для рыбных ловель тамошним обывателям четвертную часть земли Дона, из того сколько оной реки в даче той округи состоит вверх от устья реки Темерника.
Переселение армян в эту местность совершилось быстро. Уже в 1780 г. основаны были город Нахичевань (сейчас входит в состав Ростова-на-Дону) и пять селений в степи: Чалтырь, Крым, Султан-Салы, Салы и Несвитай. Необходимо отметить, что большую лепту в развитии русско-армянских отношений, а также в подготовке самого переселения армян из Крыма было возложено на Александра Васильевича Суворова.
Благодарные армяне воздвигли императрице Екатерине Второй в городе Нахичевани в 1893 году памятник. К сожалению он не сохранился, на этом месте сейчас стоит памятник Карлу Марксу.
Первые годы пребывания на новой родине дались армянскому народу очень тяжело. Болезни, лишения, голод, произвол чиновников делали свое дело. Описать всю историю страданий, лишений, возрождения и приобретения армянами новой родины, в рамках этой заметки не представляется возможным. Вернемся к нашей теме, а именно к образованию комплекса Сурб-Хач.
В 1783 году началась закладка строительства церкви Сурб-Хач. В переводе с армянского означает Святой Крест. Через три года началось строительство церкви. И только в ноябре 1792 церковь Сурб-Хач осветили.
Спустя 70 лет после освящения церкви, рядом была построена колокольня, с западной стороны церкви. Она не сохранилась до настоящего времени. Весь комплекс монастыря Сурб-Хач включал в себя саму церковь, колокольню, архиерейский дом, купальню (действующий родник Салах-Су).
В разные годы истории здание церкви служило разным целям. В монастыре в свое время располагалась типография. Колокольня и архиерейский дом не сохранились, двадцатый век сделал свое дело. Чудом сохранилось здание церкви Сурб-Хач. В котором находилась главная реликвия, вывезенная армянами-григорианами из Крыма, это хачкар, уверяют что он 6 века.
Я помню как в 80-90 годы в здании церкви Сурб-Хач был музей русско-армянской дружбы. Мы никогда не заходили внутрь, но любили гулять вокруг здания церкви. Сама аура этого места притягивает к себе. В 2007 году здание было передано Армянской апостольской церкви, с условием, что она будет следить за постройкой.
Каждый армянин придает значения семейным узам, где чтится история его народа. С Ростовом-на-Дону армянскую диаспору судьба связала на века. Они оставили в Крыму свое прошлое. Свои храмы, соборы и кресты обосновали в донских землях.
Салах-Су путь к роднику
Чистый источник, который бьет у подножия святых стен Сурб Хач пользуется большой популярностью. Путь к роднику известен со старых времен. Несмотря на то, что температура воды постоянна в течение года, и не поднимается выше 10-11 градусов, людей купается много.
Оборудована купальня сходами. Особой популярностью Салах-Су пользуется у моржей и любителей крещенского купания. Рядом плавают утки, прогуливаются по берегу люди неспешным шагом. Время как будто остановилось в этом месте. Там где бьет чистейший источник Салах-Су, у подножия границы старинной стены окружающую армянскую церковь Сурб Хач.
Над родником построен Чорхах. В былые времена, когда я была еще ребенком, из постройки били фонтанчики, с чистейшей водой. Мы пили эту воду, сейчас фонтанчики не работают, но испробовать чистой воды можно из бьющего источника. Вода очень холодная и чистая в любой жаркий день.
Остановиться, омыть лицо, испить чистой воды и увидеть жизнь самих веков - это чудо дарованное самой природой. Вдали от дорог и суеты. Под защитой самого Святого Креста, сохраненная частичка веры в природу человека.
Выводы об армянском монастыре Сурб-Хач
Армянский монастырь Сурб-Хач, несколько веков назад, созданный на отличном месте, за окраиной тогдашнего Ростова-на-Дону, сейчас находится в плачевном состоянии. Я надеюсь, что реставрация памятника культуры будет начата и доведена до конца. Территория церкви не вызывает нареканий, но саму церковь необходимо сохранить.
Хочется чтобы вход на территорию был возможен и со стороны родника Салах-Су. Сейчас же приходится обходить по протоптанной тропинке. Зачем ограждать святые стены и от кого.
Если вам придется однажды побывать в Ростове-на-Дону и вы окажетесь в Северном микрорайоне города, загляните в этот уголок истории. Обязательно посетите святую армянскую церковь Сурб-Хач (на улице Баграмяна 1, пос. Мясникован), спуститесь к источнику Салах-Су (улица Южная 1 и, пос. Мясникован) почувствуйте, как само время остановилось для вас.
Оставляйте комментарии, делитесь впечатлениями и своими соображениями. Буду рада если вы поделитесь заметкой со своими друзьями в социальной сети. Здоровья и бодрости вам, друзья.
Оставить комментарий